КЛЕВЕР          Клевер был одним из тех растений, что предохраняют человека и животных от колдовских чар и происков злых фей и приносят удачу тем, кто держит их у себя дома или носит на шляпе или в петлице. Его использовали в любовных гаданиях; увидеть его во сне было хорошей приметой для молодежи, ибо предсказывало счастливый и безбедный брак.
Хотя этими волшебными свойствами обладал всякий клевер, особо могущественным считался редкий четырехлистный сорт. Такое растение позволяло нашедшему его видеть фей, выявлять ведьм и распознавать злых духов. Тот, кто носил с собой четырехлистный клевер, был неуязвим для злых чар; спрятанный в хлеву или на маслобойне, он предохранял молоко и масло от козней ведьм. Если девушка засунет его в свой правый башмак, то первый встреченный ею после этого парень станет ее мужем, а если не он, то его тезка.
В "Дэнемских трактатах" приводится история одной нортумберлендской девушки, которая по пути с дойки увидела пляшущих в поле фей. Она указала на них своим спутникам, но никто ничего не увидел. Тайновидения за ней не замечалось, а впоследствии обнаружилось, что источник ее видения крылся в круглом венке, который она носила на голове для поддержки молочной фляги. Среди трав, из которых она сплела венок, был четырехлистный клевер.

КОЛЬЦА ФЕЙ          Кольцами фей называют появляющиеся иногда на лугу окружности, образованные пожухшей зеленью или мелкими желтыми или белыми цветами. Традиционно считается, что они появляются там, где собираются и танцуют феи, или над их подземными поселениями. В былые времена верили, что если пробежать девять раз вокруг такого кольца в ночь полнолуния, то можно услышать смех и разговоры фей там, внизу. Сделать это, не подвергая себя опасности, можно, только бегая по ходу солнца, если же бежать против, то этим вы подпадаете под власть владелиц этого кольца. В Нортумберленде, кроме того, считалось опасным пробежать вокруг кольца больше девяти раз. Если бегущий превысит это магическое число, его постигнет нечто недоброе.
Вообще говоря, этих мест, как и всего, связанного с феями, рекомендовалось избегать. Сидеть внутри кольца в определенные ночи, скажем, в канун Первого мая или Дня всех святых, было крайне неумно, ибо это делало безрассудного храбреца уязвимым для всякого рода колдовства или даже для того, чтобы его дух увлекли в царство фей. Майская роса , собранная с травы или цветов, образующих кольцо, приносила неудачу. Бытовала уверенность, что коровы и овцы осознают опасность этих колец и внутри них никогда не пасутся. И самое главное, самое опасное - это попытаться уничтожить такое кольцо, ибо это, естественно, значило бы обидеть владелиц, у которых ведь есть очень своеобразные способы отомстить. Да, впрочем, это все равно была бы тщетная затея, потому что как его ни перекапывай, лопатой ли или плугом, оно очень скоро снова появится на том же месте.

КОНОПЛЯ          Если девушка желала увидеть своего будущего мужа, она выходила в полночь на погост и бросала через левое плечо конопляное семя, приговаривая:
Лети, конопля, расти, конопля. Ты, мой суженый, приди, Коноплю покоси.
Призрак ее будущего мужа появится с косою за ее спиной и начнет косить. Если этого не случится, то она в нынешнем году, а то и вовсе никогда, замуж не выйдет. Но если ей суждено умереть молодой и незамужней, вместо жениха ей явится призрак гроба.
Это кошмарное гадание было когда-то очень хорошо известно, и случаи его применения еще при жизни нынешнего поколения зарегистрированы в Оксфордшире и приграничных с Уэльсом областях. От места к месту наблюдаются некоторые расхождения в деталях. Обычно это действо устраивалось на погосте, но иногда подходил и сад. В Херефордшире надо было не останавливаясь обойти двенадцать раз вокруг церкви, но если такое требование и было когда-нибудь всеобщим, то теперь в других местах оно совершенно забыто. Как и многие другие гадания подобного рода, это работало только раз в году в определенные дни - где в канун Маркова дня, где Иванова, где Дня всех святых, где в канун Рождества.

КРАПИВА          Невидную собой крапиву, бурный рост которой всегда считали признаком хорошей почвы, традиционно связывали с громом. Тому, кто носил ее с собой, она предоставляла защиту от молнии и придавала мужества в опасности. Старинный магический метод лечения лихорадки состоял в том, чтобы, крепко ухватив крапиву, вырвать ее с корнем, назвав при этом имя больного и имена его родителей. Самыми сильными охранными и целительными свойствами обладали те растения, что росли в никогда не освещаемых солнцем местах. В Линкольншире полагали, что крапива вырастает сама по себе там, где, пролилась человеческая моча.
В Великобритании до очень недавних времен крапиву широко применяли в естественной народной медицине. Растения собирали рано утром в мае или июне и делали из них отвар или варили и ели как овощи для очистки крови и лечения крапивницы. Николас Калперер в своем "Травнике" рекомендует ее семена ужаленным и отравившимся, а также покусанным бешеной собакой, а сок из листьев - при кровотечениях во рту. Способ остановить кровь из носу, до сих пор известный во многих районах Англии, - засунуть в нос жалящую крапиву. Другой способ - размять засохшую крапиву и приложить к выемке на шее. Общеизвестным средством от ревматизма было постегать больные места жалящей крапивой, а старинный способ укрепления волос - каждое утро причесывать их "против шерсти" гребнем, смоченным в крапивном соке.



Hosted by uCoz