chayabooks                   primet

 

ОМЕЛА          Омела, "золотая ветвь" классической легенды, была священным и чудодейственным растением как для кельтских друидов, которые торжественно срезали ее ветви на празднествах, посвященных летнему и зимнему солнцестоянию, так и для язычников-скандинавов. Для последних это было священное и ужасное растение, которое убило Бальдра Прекрасного, когда все и вся на Небе и на Земле поклялись не причинять ему вреда. Но про омелу забыли, потому что она пускает корни на деревьях, а не в почве, и потому находится не на Небе, не на Земле, а между ними. Потому-то Локи, коварное божество скандинавов, смог использовать ее, чтобы умертвить солнечного бога, когда все прочее отказалось ему помочь.
В древней Скандинавии она была еще и растением мира. Вывешенная снаружи дома ветвь омелы обещала добросердечный прием, а если врагам случалось встретиться под деревом, на котором она росла, им полагалось сложить оружие и в этот день более не сражаться.
Омела - растение грозовое, и ее присутствие в доме предохраняло его от грома и молнии, равно как и от ведьм и злых духов. В Великобритании ее когда-то называли "всеисцеляющей", потому что она излечивала многие болезни, примиряла враждующих и нейтрализовывала яды. Она приносила удачу и плодородие. По всем этим причинам омела была и остается существенной составляющей рождественского украшения домов, но, однако же, не церквей.
Глубокие языческие корни связанных с нею представлений послужили, вероятно, причиной тому, что она не приветствуется в церкви ни на Рождество, ни в какое иное время. Этот запрет по-прежнему остается в силе во многих приходах, и если ветку омелы случайно занесут в церковь вместе с другой зеленью, ее тут же выносят вон, как только ее заметит священнослужитель. Несколько лет назад в одном оксфордском приходе было разрешено вывешивать ветку омелы на крыльце, но по-прежнему не в самой церкви. Исключение из этого правила делалось в Йоркском Минстере, где ветвь омелы торжественно вносили на алтарь в канун Рождества и оставляли там на все двенадцать дней праздника. В городе объявлялось всеобщее прощение и свобода на все дни, пока она пребывала в храме. Также и в Блэк-Кантри существовал, по всей видимости, обычай включать омелу в украшение церквей, поскольку платежи за нее записаны в церковных книгах за 1672 год в Билстоне и за 1801 в Дарлестоне.
В Вустершире, где омела произрастает очень обильно, говорят, что нехорошо срезать ее в любое время, кроме Рождества. До совсем недавнего времени (а в некоторых домах, наверно, и поныне) было принято оставлять рождественский венок в доме на весь год на счастье и заменять его на новый в канун Рождества. В некоторых районах побеги с такого венка давали первой отелившейся в этом году корове, чтобы призвать удачу на все стадо на следующие двенадцать месяцев. В Херефордшире приносить омелу в дом до утра Нового года считалось плохой приметой. В рождественских украшениях ее не использовали, а приносили для церемониального "сжигания куста".
Обычай целоваться под омелой, похоже, чисто английский, и следы его обнаруживаются только в тех странах, где в то или иное время селились англичане. Вообще, как ни странно это звучит сегодня, англичане когда-то были очень не прочь поцеловаться. Приезжие иностранцы в шестнадцатом и семнадцатом веках не раз с удивлением отмечали, как мужчины и женщины, ничуть не смущаясь, обмениваются поцелуями, и даже малознакомые или только что представленные друг другу люди приветствовали один другого этим приятным способом. Последнюю тень этой былой вольности ныне отбрасывает ветвь омелы на Рождество. Если девушка стоит под нею, она не вправе отказать в поцелуе ни одному искателю этой милой привилегии. Одно время юноши имели право сорвать с ветви одну ягодку за каждый сорванный ими поцелуй.
Спилить дерево, на котором обитает омела, раньше считалось очень несчастливым делом . О несчастьях, постигших тех, кто это сделай, ходит множество рассказов. С этой же идеей связана любопытная традиция, касающаяся семьи Хейз из Эррола в Пертшире. Процветание и даже само существование этого семейства напрямую увязывали с древним омелоносным дубом, росшим близ Соколиного камня. Пока дерево стоит и омела на нем растет, оно будет процветать, но, согласно стихам, традиционно приписываемым Томасу Рифмоплету:


           Когда корень дуба того сгниет, А омелы куст станет сух и черен, 
 

То Эрролский очаг зарастет травой, В соколином гнезде забазарит ворон.


Говаривали, что если ветвь или побег этой омелы срезать новым кинжалом в Хэллоуин после того, как обойдешь три раза вокруг дуба по ходу солнца, то на этот день гарантирована безопасность в битве, а на все времена - защита от всяческого чародейства и колдовства. Если такой побег положить в колыбель, то он защитит лежащего в ней младенца от того, чтобы его украли и заменили на подкидыша злые феи. Теперь уже нет ни дуба, ни омелы, и имение более не принадлежит Хейзам. Когда именно спилили дерево, никто уже не помнит, но местное предание гласит, что произошло это до того, как владения были проданы, и именно потому, что дуб с омелой уничтожили, семья и лишилась своего имения.

 

ОРЛИНЫЙ КАМЕНЬ          Название "орлиный камень" было дано маленьким камешкам этита (lapis aquilaris) светло-коричневого цвета, которые женщины носили в качестве амулетов во время беременности и родов, чтобы предотвратить выкидыш и обеспечить легкое разрешение от бремени. Обыкновенно они ввозились с Востока и, будучи редки и экзотичны и обладая в глазах людей магическими свойствами, ценились очень высоко; те немногие, которым посчастливилось владеть ими, платили за них немалые деньги. В семнадцатом - начале восемнадцатого веков среди тех, кто обладал такими камнями в Англии, было принято одалживать их в случае надобности друзьям и соседям. Женщины носили их в ладанках на шее во время беременности и подвязывали на бедро во время родов.
Лаптоп сообщает, что они усиливают любовь между мужем и женой, "и если женщина испытывает болезненные муки во время рождения ребенка, то этот камень, подвязанный к ее бедру, обеспечит легкие и безболезненные роды". В "Бумагах Мэстера" имеется письмо сэра Стрейншема Мэстера к своей замужней дочери, датированное 4 февраля 1716 г., в котором он сообщает ей, что выслал орлиный камень в ладанке индийского шелка и сопровождающую его грамоту, где говорится: "Орлиный камень, полезный для предотвращения выкидышей у беременных женщин, носить на шее, снять за две-три недели до предполагаемого срока". В одном из последующих писем сэр Стрейншем пишет: "Леди Друз сказала мне, что во время родов следует подвязать его к бедру, чтобы роды были легкими". 11 февраля его зять подтвердил получение посылки "к нашему великому удовольствию" и обещал, что камень будет "с благодарностью возвращен, как только выполнит свое предназначение".
Вера в магические свойства камня, равно как и его название, происходит из очень древнего предания о том, что его можно найти только в орлином гнезде. Полагали, что эти птицы с огромным трудом кладут яйца и даже вовсе не могут этого сделать без помощи орлиного камня. Кроме всего прочего он обладал властью защищать гнездо от яда.


Hosted by uCoz