chayabooks


     
          ВОЛШЕБНЫЕ НАРОДЫ И СУЩЕСТВА (по ТОЛКИЕНУ...)


     "Придумать зеленое солнце легко; Труднее создать мир, в котором оно было бы естественным". Так в свое время сказал Толкиен. И был абсолютно прав. Чтобы увлечь читателя, необходимо было создать что-то действительно масштабное и настолько реалистичное, что читая , например, описание природы, нам захотелось бы прилечь на лужайке, залитой солнечным светом, подышать воздухом Среднеземья... Ведь тогда Толкиен еще не знал, что он будет отцом этого жанра. И он создал такой мир, населив абсолютно разношерстным населением: невысокими веселыми, смелыми и отважными хоббитами, таинственными и прекрасными эльфами, трудолюбивыми и воинственными гномами, древними исполинскими энтами... Живет в этом мире и "черная половина" населения: злые уродливые орки, гоблины, тролли и прочая нечисть.


    
ЛЮДИ
     Один из Свободных Народов Средиземья, Младшие Дети Илуватара. Младшими они звались потому, что пробудились позднее эльфов, с первыми лучами солнца. Уже на заре своего существования люди разделились - большинство, из страха и невежества, ибо не знали других валаров, примкнуло к Мелькору, и лишь аданы сдружились с эльфами. Со временем люди заселили значительную часть территории Средиземья, от Эриадора до Кханда и Харада, и разделились на множество племен - дунаданы, вастаки, харадримы, ристанийцы, северяне, варьяги и так далее. В Гондоре было принято делить людей на три группы: Люди Запада -дунаданы; Люди Сумерек - ристанийцы, Беорнинги; Люди Тьмы - вастаки, дунландцы и вообще те, кто ведет свой род не от аданов.
Эльфам люди уступают не только в праве первородства. Они более подвержены старению и болезням, не слышат валаров, не столь сведущи и мудры, и будущее для них закрыто. Однако люди обладают Даром Илуватара, и считается, что в Конце Времен они присоединятся к Единому в его чертогах.
С падением Саурона и уходом эльфов люди стали полноправными владыками Средиземья, и поэтому Четвертая эпоха называется также эпохой Владычества Людей.
    
АДАНЫ
     В переводе с синдарина "вторые". Так эльдары называли людей, в четвертом столетии Первой эпохи пришедших в Белерианд. Многие из аданов подружились с эльдарами и доблестно сражались в битвах за Белерианд.(Некоторые, впрочем, остались в Эстоладе или бежали на восток, и о них упоминается лишь в летописях Третьей эпохи.) Одному из аданов, Эарендилу, было суждено достичь Амана и вымолить у Валаров прощения для нолдоров. После Великой Битвы аданы переселились в Нуменор и с тех пор стали зваться дунаданами - аданами Запада. Аданы делились на три рода. Главой Первого Рода был Беор. Этот род был рассеян в битве Дагор Браголлах, немногие уцелевшие бежали в Хитлум и влились в Третий Род. Кроме того, несколько аданов Первого Рода во главе с Барахиром укрылись в лесах Дортониона. К этому роду принадлежал и Берен Однорукий, сын Барахира и возлюбленный Лютиэн Тинувиэль.
Члены Второго Рода иначе назывались Халадинами. В битве Нирнаэт Арноэдиат халадины под началом Халета, охранявшие подступы к Норготронду, прикрывали отступление Фингона и понесли большие потери, а в 496 году Первой эпохи отряды халадинов были разбиты в Бретиле, в результате чего дорога к Норготронду оказалась открытой для полчищ Моргота. Впоследствии халадинами несколько лет правил Турин Турамбар, а после его смерти о халадинах постепенно забыли. По всей видимости, Второй Род пресекся еще до конца Первой эпохи.
Третий Род аданов был самым многочисленным и обитал в Дор-Ломине. Этот род, которым правил Хадор, особо прославился в битвах за Белерианд. Долгие годы войны Третьего Рода удерживали крепости у истоков Сириона(эти крепости опустели только после битвы Нирнаэт Арноэдиад). В битве Нирнаэт Арноэдиад Третий Род во главе с Хуором и Хурином прикрывад отход Тургона; в этой битве аданы Третьего Рода пали все до единого - кроме Хурина, которого захватили в плен. Впоследствии погиб и Хурин, но Третий Род не пресекся, ибо именно к этому роду принадлежали Эарендил и Элрос, первый король Нуменора.
Аданы Первого Рода, искусные мастера, были темноволосыми и сероглазыми. О халадинах ныне известно лишь, что в бою они сражались секирами, а говорили на языке, которого другие аданы не понимали. Что же касается аданов Третьего Рода, они, подобно нолдорам, были нетерпеливы и воинственны; у них у единственных среди аданов были золотые волосы.
    
БАЛКЛОТЫ
     Племя людей с востока, данников Саурона. Легенды утверждают, что они обитали в Рованионе, к востоку от Лихолесья. Это племя часто тревожило набегами обитателей долины Андуина; со временем балклоты на столько уверились в своей силе и безнаказанности, что в 2510 году Третьей эпохи пересекли Андуин и вторглись в Каленардон - северную провинцию Гондора. У реки Серебрянки их встретило войско Гондора под предводительством наместника Кириона и конница Эйотеэда. И, хотя к балклотам присоединились орки Мглистых гор, они были разбиты наголову, и с того времени в летописях о них более не упоминается.
В награду за своевременную помощь наместник Кирион даровал всадникам Эйотеода провинцию Каленардон. Впоследствии она стала известна как королевство Рохан.
    
БЕОРНИНГИ
     Потомки Беорна.
     Беорнинги издревле обитали в долине Андуина поблизости от Каррока. По всей вероятности, свой род они вели от аданов, а говорили на языке, родственном адунаику или ристанийскому. К чужакам они относились недружелюбно, а орков и прочих приспешников Тьмы ненавидели лютой ненавистью. После Войны Кольца беорнинги переселились в Эрин-Ласгален - прежнее Лихолесье.
    
ВАСТАКИ
     Кочевники, населявшие берега озера Рун и окрестные земли. К вастакам принадлежало племя балклотов, а также Люди Повозок, с 1851 года Третьей эпохи тревожившие своими набегами Гондор и полностью истребленные в 1944 году королем Эарнилом Вторым. В хрониках Первой эпохи утверждается, что вастаки впервые появились на западе Средиземья - в отличие от аданов, пробудившихся на востоке, - и лишь впоследствии мигрировали к озеру Рун.Они еще в начале Первой эпохи примкнули к Морготу и поддерживали все его замыслы, а позднее стали служить Саурону. В битве на Пеленнорской равнине полегла большая часть вастаков; тех же, которые жили за Андуином, к юго-востоку от Гондора, в Четвертую эпоху покорил король Элессар.
Что касается западных вастаков, история сохранила имена Ульдора Проклятого, сына Ульфанга и его братьев Ульфаста и Ульварта. Они привели свои дружины на подмогу Маэдроса, старшему сыну Феанора, перед битвой Нирнаэт Арноэдиад, а в самой битве, послушные веления Моргота, предали Маэдрома и напали на нолдоров с тыла. Это предательство дорого обошлось вождям вастаков - Ульдор упал от руки Маглора, второго сына Феанора, а Ульфаст и Ульварт были убиты своими сородичами, сохранившими верность Маэдросу. Этих вастаков, верных нолдорам до конца, звали Борлат, Борлах и Бортханд, и они были сыновьями Бора.
    
ВАРЬЯГИ
     Народ Кханда - земли к юго-востоку от Мордора, союзники вастаков и харадримов, данники Саурона. В 1944 году Третьей эпохи они вместе с Людьми Повозок вторглись в Гондор и были разбиты Эарнилом Вторым; в 3019 году варьяги сражались на стороне Саурона в битве на Пеленнорской равнине. В Четвертую эпоху варьяги уже не осмеливались приближаться к граниуам Воссоединенного Королевства, и практически не покидали Кханда.
    
ДУНАДАНЫ
     В переводе с синдарина "западные аданы". Люди, в начале Второй эпохи переселившиеся в Нуменор, а также их потомки. После падения Нуменора в 3319 году Второй эпохи уцелели только Верные(хранившие верность Валарам), а также Черные Нуменорцы в Умбаре. Верные основали в Срелиземье два королевства - Арнор и Гондор, и со временем разделение на северных и южных дунаданов становилось все более отчетливым. На севере дунаданам пришлось сражаться с полчищами Ангмара, и дунаданские княжества гибли одно за другим. В 1409 году пал Рудаур, в 1636 году, во время Великой Чумы 
умерли последние дунаданы Кардолана, а в 1974 году пал Артэдайн. Немногочисленные уцелевшие нашли приют в Имладрисе у Элронда; в последствии все дунаданы-мужчины стали Следопытами Севера, охранявшими Эриадор, и в особенности Хоббитанию от козней Саурона. Правили северными дунаданами князья и вожди из рода Исилдура, который никогда не прерывался (то есть власть передавалась по наследству от отца к сыну). Что касется Южного Королевства, там род Анариона прерывался пять раз - из-за бездетности короля или его преждевременной смерти. Кроме того, южные дунаданы не сумели сохранить "чистоту крови": среди них нередки были браки с женщинами из младших родов. Пожалуй, истинно дунаданская кровь текла лишь в жилах наследников Хурина и правителей Дол-Амрота(впрочем, последние довольно часто вступали в браки с эльфиянками). Иными словами, к началу Войны Кольца дунаданского влияния в Гондоре уже практически не ощущалось. Лишь возвращение государя Элессара (он же Арагорн Второй, вождь следопытов севера) вернуло дунаданам былое величие. От прочих людей дунаданы отличались долголетием(они жили от 150 до 200 с лишним лет), бросавшейся в глаза статью и особым, им лишь свойственным, благородством. Зрелости, как следует из предания они достигали приблизительно к тридцати годам; впрочем, в королевском роду сыновья наследовали отцам, будучи гораздо старше. У всех у них были темные волосы и серые лаза, некоторые из них, в особенности - знатного происхождения, обладали даром предвиденья (вспомним хотя бы Дэнетора Второго, который начал готовиться к битве с Мордором задолго до того, как эта битва состоялась). Говорли дунаданы на вестроне - западном языке, часто вставляя слова из эльфийских языков, поскольку многие знали синдарин, а кое-кто - и квенийский. Нуменорские дунаданы говорили на собственном языке - адунаике.
    
ДУНЛАНДЦЫ
     Дунладнцы были заклятыми врагами ристанийцев, которые в Третью эпоху завладели северными равнинами у северного подножья Эред-Нимрайс, тогда как эти равнины издавна принадлежали дунландцам. Поэтому пограничные стычки и набеги случались достаточно часто. 2758 году вождь дунландцев по имени Вульф, ристанийский изгнанник, нашедший прибежище в Дунланде, вторгся в Рохан во главе огромного войска и даже захватил Медусельд. Впрочем, его торжество оказалось скоротечным: год спустя он был убит, а дунландцы убрались восвояси. В годы Войны Кольца дунландцы сражались на стороне Сарумана. 
    
ЛОССОТЫ
     В переводе с синдарина "снежные люди". Племя, обитавшее на севере Средиземья, у ледяного залива, иначе называвшегося Фарахел. Считается, что лоссоты потомки тех людей, которые жили на побережье Фарахела в Первую эпоху. В 1974 году Третьей эпохи у лоссотов нашел временное пристанище Арведуи, последний король Арнора.
    
ЛЮДИ ПОВОЗОК
     Восточные племена кочевников, возможно, родичи вастаков; первое упоминание о них относится к 1851 году Третьей эпохи, когда они появились на берегах озера Рун. Свое прозвище получили оттого, что кочевали в больших повозках. В 1856 году по наущению Саурона напали на Гондор, захватили Рованион и убили короля Нармасила Второго. Сорок три года спустя в Рованионе вспыхнул бунт, и король Гондора Калимехтар, воспользовавшись случаем, напал на Людей Повозок и одержал победу в битве на равнине Дагорлад. Однако в 1944 году Люди Повозок в союзе с варьягами и зарадримами вторглись в Гондор. Их северная армия разбила войско короля Ондохера, но южная отступила перед Эарнуром, который затем двинулся на север и окончательно истребил врагов в так называемой Битве при Становище: Люди Повозок праздновали победу над Ондохером, и гондорские отряды застали их врасплох. После этого о Людях Повозок в хрониках более не упоминается.
    
ПИРАТЫ
     Жители Умбара, заклятые враги Гондора, ходившие на кораблях с черными парусами. Первыми корсарами были Черные Нуменорцы; после Распри Родичей в Умбар бежали приверженцы низложенного Кастамира. Они также присоединились к пиратам и устраивали набеги на побережье Гондора вплоть до 1810 года Третьей эпохи, когда король Телумехтар захватил Умбар и убил последнего из потомков Кастамира. Впоследствии Умбар перешел к харадримам, и набеги на побережья Гондора возобновились. Окончательно расправился с пиратами в начале Четвертой эпохи государь Элессар.
    
РОХИРРИМЫ
     Именно появление рохирримов на поле брани в битве на Пеленнорской равнине в значительной мере изменило ход сражения.
Говорят рохирримы на особом языке, родственном адунаику и более архаичном, нежели Всеобщий Язык. Их язык близок наречию северных хоббитов. Сами себя они называют Эйорлингами - потомками Эйорла. В Гондоре их зовут ристанийцами, а само королевство - Ристанией.

    
ХАРАДРИМЫ
     В переводе с синдарина "южные люди". Дикие племена, населявшие Харад - земли к югу от реки Харнен, берущей начало в горах Эфель-Дуат. В Третью эпоху харадримы стали данниками Саурона и непрерывно тревожили набегами южные рубежи Гондора. В 1944 году они присоединились к Людям Повозок, в 2885 году сражались с рохирримами на реке Порос, а в годы Войны Кольца участвовали в битве на Пеленнорской равнине. В боевых рядах харадримов сражались мумаки. В правление государя Элессара харадримы поклялись в верности Воссоединенному королевству. У харадримов смуглая кожа, глаза и волосы черные; они любят яркие одежды и украшения, а у некоторых племен в обычае раскрашивать свои тела. Харадримов также называют смуглигами - по оттенку кожи.
    
ЧЕРНЫЕ НУМЕНОРЦЫ
     Нуменорцы, приверженцы королей Нуменора, осевшие в Средиземье, прежде всего в Умбаре. Растленные Сауроном, они ненавидели всех - валаров, эльдаров, гномов, а пуще того - Верных. После изгнания Саурона в 3441 году Второй эпохи черные нуменорцы смешались с харадримами, и те унаследовали от них незатухающую ненависть к дунаданам Гондора, потомкам Верных. В начале Третьей эпохи черные нуменорцы нередко учиняли разбой на гондорском побережье, однако в 933 году король Гондора Эарнил Первый захватил Умбар и могущество черных нуменорцев было подорвано. Правда, они пытались осадить Умбар и даже осадили гавань, но после того, как король Хиармендасил в 1050 году прорвал осаду, черные нуменорцы бежали и рассеялись. С тех пор в летописях о них более не упоминается

     ХОББИТЫ

     В истории говорится, что когда яркий свет Солнца залил этот Мир пробудилась раса Людей. Примерно в то же время пробудилась на Востоке и раса "Половинчиков", которые, вроде бы, были дальними родичами людей, но они были еще меньше, чем Гномы, и продолжительность их жизни составляла около ста лет. Ничего не известно о расе Хоббитов вплоть до 1050 года Третьей Эпохи, когда впервые появились сведения о том, что в северной Долине Андуина между Мглистыми Горами и Зеленолесьем вместе с Северянами проживает еще какой-то странный народец. В том веке в Зеленолесье поселилось зло, и место это стали называть Лихолесьем. Возможно именно это послужило причиной тому, что Хоббиты были вынуждены уйти из Долины Великой Реки. В последующие столетия Хоббиты мигрировали на запад, через Мглистые Горы, в Эриадор, где они встретили Людей и Эльфов, и нашли плодородные земли. Все Хоббиты, и мужчины и женщины, обладали некоторыми особенностями. Ростом они все были от четырех до шести футов, у них были длинные пальцы и радостное выражение лица. Волосы у них были, преимущественно коричневые и кудрявые. Ступни ног их были несоразмерно велики, и обуви они не носили. Хоббиты были скромным и консервативным народом и обо всем судили в соответствии со своей тихой деревенской жизнью. Все необычное Хоббиты отвергали с порога, приключения и тому подобные вещи не одобрялись и считались неблагоразумными. Пределом в этом отношении для Хоббитов было облачение в яркое платье и шестикратный прием пищи. Единственной их странностью было искусство курить трубку, которое они считали своим вкладом в мировую культуру. Говорится, что было три рода Хоббитов: Харфуты (the Harfoots), Фоллохайды (the Fallohides), и Стурсы (the Stoors). Род Харфутов был самым многочисленным и его представители были самыми низкорослыми. Волосы и кожа у них были орехового цвета. Они любили холмистую местность и часто общались с Гномами. Харфуты первыми дерзнули пересечь Мглистые Горы и вступить в Эриадор. Примерно век спустя, в 1150 году Третьей Эпохи, их примеру последовали и Фоллохайды. Они пришли в Эриадор через земли Раздола. Фоллохайды были самым малочисленным коленом. Они были более высокого роста, менее внушительной комплекции, и более склонны ко всякого рода приключениям. Волосы их и кожа были светлыми, и они предпочитали лесистые земли и компанию Эльфов. Земледелию они предпочитали охоту, и в них гораздо больше, чем в других Хоббитах проявлялась склонность к лидерству. Стурсы же вступили в земли Эриадора последними. Это колено было самым мужеподобным. Стурсы были гораздо больших размеров, чем их родственники, и, что самое удивительное, у некоторых из них даже отрастали бороды. Раньше, в Долине Андуина, Стурсы жили южнее своих собратьев. Теперь же, в Эриадоре, они выбрали для себя плоскую местность. Стурсы были хорошими пловцами, увлекались искусством гребли и любили рыбачить. Из всех Хоббитов Стурсы были единственными, носившими обувь. В летописях сказано, что мигрировать на запад Стурсы начали лишь после 1300 года, причем мелкие поселения Стурсов оставались в Долине Великой Реки в течение еще двенадцати веков. Большая часть Хоббитов Эриадора продвинулась к Людским землям неподалеку от города Бри (Bree). В 1601 году большинство Хоббитов из города Бри вновь мигрировали на запад, за реку Брендивин (Брендидиум). Там они основали Графство (the Shire), это место позже стали считать родиной Хоббитов. Свое летоисчисление Хоббиты ведут от этой даты. От природы Хоббиты были очень миролюбивы, и им посчастливилось открыть земли, которые были и мирными и плодородными. Не считая Великой Чумы 1636 года, от которой пострадали все народы Эриадора, жизнь Хоббитов была мирной и спокойной вплоть до 2747 года, когда в Графстве произошла первая вооруженная стычка. Это был небольшой набег Орков, который Хоббиты, весьма преувеличенно, назвали Битвой на Зеленых Полях. Первым знаменитым всему миру Хоббитом стал Бильбо Бэггинс из Хоббитании, которого уговорили сыграть самую важную роль в Путешествии в Эрибор волшебник Гэндальф и Законный Король Гномов Торин Оукеншильд. Об этом приключении рассказано в первой части Красной Книги. 
Теперь Хоббитов осталось совсем мало, но в течение многих веков Четвертой Эпохи они были самым уважаемым и благополучным народом Средиземья, причиной чему, послужили, конечно, великие дела их соотечественников. 

     ЭЛЬФЫ

     В тот час, когда Варда, Леди Небес, зажгла яркие звезды над Средиземьем, Дети Эру проснулись у Моря (позже это место стали называть "Водами Пробуждения"). И называли они себя Quenya- Те, Кто Говорит…
И когда они пришли в бытие, первым, что они увидели, был 
свет новых Звезд. Поэтому так случилось, что эльфы больше всего на свете любят звездный свет. Этот свет проник в глаза эльфов в минуту пробуждения, проник в них, чтобы там навсегда остаться. Эру, Тот, кого рожденные на Земле зовут Илуватаром, создал справедливейшую и мудрейшую расу из когда-либо существовавших. И сказал Илуватар, что эльфы будут обладать красотой и творить красоту большую, чем другие земные существа. И что будет им дано величайшее счастье и величайшее горе. Они будут бессмертны и будут жить пока живет Земля. Они не будут знать болезней и хворей, но их тела будут сродни Земле в своем строении и их можно будет уничтожить. Их возможно сразить огнем или мечом на поле брани, они могут быть убиты и даже умереть от своего горя. По величине они будут похожи на людей, которых пока только предстоит создать, но Эльфы будут духом и телом сильнее людей и они не будут стареть и слабеть с годами, они будут лишь становится умнее и справедливее. Несмотря на то, что Эльфы по стану и мощи намного уступают Божественным Валар, они разделяют природу тех сил в большей степени, чем второрожденные, чем Люди. Эльфы всегда шагают в свете, напоминающим отблеск луны на самом горизонте. Их волосы похожи на золотые нити, или тканное серебро, или на блестящий черный янтарь. И осыпаны звездным мерцанием их волосы, глаза, шелковые одежды и украшенные драгоценными камнями руки. Свет всегда на их лицах и их голоса нежны и гладки, как поверхность воды. Из искусств эльфов нельзя превзойти в поэзии и песнопении. Эльфы были первыми жителями Земли, которые могли разговаривать и петь. И справедливо нарекли они себя Квонди- Говорящие. 
Но спустя многие века, прошли многие войны, и этот народ, Народ Звезд, навсегда ушел в тот мир, который недоступен для Смертных и который остался лишь в сказках и мечтах. 

     ГНОМЫ

     Один из Свободных Народов Средиземья, созданный валаром Ауле, которому столь не терпелось узреть приход Детей Илуватара, что он решил ускорить события. Илуватар покарал Ауле за нетерпение: семеро праотцев гномов, по его воле, должны были снова уснуть и спать до того мига, пока не появятся на свет эльфы. Ауле покорился и уложил праотцев спать в пещерах Средиземья, каждого в отдельной пещере. Потому гномы пробудились ото сна в разных местах; так, Дарин, к примеру, очнулся в Кхазад-Думе. От семи праотцев пошли семь колен, из которых в
хрониках Арды почему-то упоминается лишь одно - род Дарина. Ауле создал существ, способных противостоять козням Моргота, поэтому гномы невысоки ростом(от четырех с половиной до пяти футов, то есть от метра сорока сантиметров до полутора метров), коренасты и широкоплечи; они выносливее всех других существ, и пламя их не берет. Есть такая поговорка: "Не слишком хороши
для неба, не слишком плохи для преисподней"; так и кажется, что её сложили, памятуя о гномах. Они честны, но и скрытны, справедливы, но не очень великодушны. Морготу, а затем и Саурону никогда не удавалось покорить их, однако они и сами наделали немало зла: именно гномы убили эльфийского князя Тингола и похитили ожерелье Наугламир, и именно гном предал Турина Турамбара. Вражда гномов с эльфами объясняется, вполне возможно, чрезмерной алчностью первых и высокомерием вторых. С годами взаимные обиды накапливались, к старым добавлялись новые, и в конце концов это привело к непрерывной вражде. Однако из легенд известно, что поначалу гномы прекрасно ладили с нолдорами: их объединяли почтение к Ауле и любовь к мастерству. Ведь гномы - искусные кузнецы, отменные рудокопы, знатные каменотесы и сведущи во многих других ремеслах. Можно
предположить, что вражда двух народов проистекает из культурных различий между ними: эльфы любят деревья, открытое небо и охоту при свете звезд, для гномов же деревья - всего лишь горючий материал, а небу и звездам они предпочитают своды подземных чертогов.
Впрочем, по-настоящему гномы враждуют вовсе не с эльфами, а с драконами. Драконы - их исконные враги; эти огнедышащие твари испокон веку зарятся на сокровища гномов, и то один, то другой из них выбирается из своего логова и отправляется завоёвывать гномье поселение. Чаще всего дракон выходил победителем, а уцелевшие - и обнищавшие - гномы уходят куда глаза глядят. Изгнание мнится вечным; оно и будет таковым, если не найдется герой, способный
убить дракона. Таким героем, обычно, оказывается кто-то из людей, и вот где корни недружелюбия гномов по отношению к людям. Ведь люди, как правило, убивая драконов, присваивают себе драконьи сокровища, а гномы продолжают считать эти драгоценности своими и не останавливаются ни перед чем, чтобы вернуть собственность. В легендах говорится о том, что многие княжества людей возникали
благодаря отвоёванным у драконам сокровищам гномов; разумеется гномы, у которых
память долгая, просто не могли не затаить обиду. Но всякие обиды забывались, когда нападали орки или иные прислужники Тьмы, тогда гномы бились бок о бок с эльфами и людьми.
Живут гномы около 250 лет, женятся приблизительно в столетнем возрасте. С годами гномов становится все меньше, ибо, с одной стороны, их нещадно истреблял Саурон, убедившийся в том, что они неподкупны; а с другой - среди них почти нет женщин, так что последующее поколение всегда меньше предыдущего. Все гномы носят бороду, ходят в тяжелых башмаках и в плащах с капюшонами поверх кожаных
жилетов и кольчуг. Сами себя они называют кхазад - как нарек их Ауле; эльфы же зовут гномов наугримами, ноготримами, ноэгит, гоннхирримами и хадходами.
Посмертная участь гномов неведома. Эльфы, как следует из хроник Арды, полагают, что для гномов не существует иного мира за пределами этого; сами гномы считают, что Ауле после смерти отводит их в палаты Мандоса, где они дожидаются Детей Илуватара. (Дополнения Сэйдо) 
    
Гномы и мифология 
     Гномы более древние, чем их название; оно — греческое, но греческие классики его не знали, ибо возникло оно в XVI веке. Этимологи приписывают его изобретение швейцарскому алхимику Парацельсу, в чьих трудах оно появляется впервые. "Гносис" на греческом — "знание"; есть гипотеза, что Парацельс изобрел слово "гном", потому что гномы знают и могут открыть человеку точное местонахождение скрытых в земле металлов. Гномы — духи земли и гор. Их считают расой, относящейся к карликам, родственниками эльфов и фей. Народная фантазия представляет их в виде бородатых карликов с грубыми и смешными чертами лица; одеты они в узкие коричневые кафтанчики и монашеские капюшоны. Внешне гномы выглядят похожими на Карлов, но они немного менее приземистые и имеют более длинные носы. 
Подобно грифам эллинских и восточных поверий и германским драконам, их обязанность — охранять потаенные сокровища. 
В старых легендах о Гномах говорится, что они являются земными феями. Из всех фей гномы - самые трудолюбивые. Одна легенда говорит о том, что гномы — сапожники фей. Феи любят танцевать, и, танцуя, изнашивают туфли довольно быстро. Сапожники делают им новые туфли... за вознаграждение, разумеется. Любой человек, встретив гнома, пытается заполучить его золото и серебро, которое накоплено гномом как плата за их работу... Но Гномы умеют исчезать, стоит лишь человеку моргнуть глазами. В ролевых играх сделан шаг к тому, чтобы объединить расы Гномов и Карлов в одну. Гномы избегают встреч с людьми, а больше стремятся иметь дело только со своими сородичами. Гномы ненавидят гоблинов и орков. Современные авторы начали описывать гномов, участвующих в сражениях. Первым, кто сделал это, был Толкиен

     ЭНТЫ

     Во время Войны за Кольцо странные древесные гиганты пришли на битву с Орками и Людьми Изенгарда. Полу люди, полу деревья, Энты (в некоторых переводах "Властелина" их называют Онтами) были огромного роста (14 футов), а самые старые Энты жили в Средиземье в течение девяти Эпох. 
Королем Энтов был Фангорн, которого в простонародье называли Древобородом. Он был еще огромнее, чем другие Энты, и он был самый древний из них. На дуб или бук был похож его ствол, покрытый грубой корой, его руки-ветви были гладкими, и на руках у него было по семь пальцев.
Голова Древоборода (а шеи у него почти не было) была такая же высокая и толстая как его ствол. Его карие глаза были большие и очень мудрые, и иногда казалось, что они вспыхивают зеленым цветом. Его растрепанная серая борода напоминала сноп соломы и веток. Он был сделан, как и простые деревья, из обычных древесных волокон, но он отнюдь не был неуклюжим. Ходил он на своих негнущихся ногах очень быстро, при этом его ступни при каждом шаге как будто пускали в землю корни. Эльфийские легенды говорят, что когда Варда зажгла Звезды и пробудились Эльфы, вместе с ними пробудились и Энты в Великих Лесах. Они пришли из дум Йаваны, Королевы Земли, и были пастухами ее деревьев. Они оказались хорошими пастухами и стражами. Гнев их был страшен настолько, что они могли крошить камни и сталь своими руками. Естественно, из-за этого их очень страшились, но Энты были не только сильны, но еще и очень добры и мудры. Они любили деревья и Эльфов и охраняли их от зла. Им доставляло удовольствие изучать разные языки, даже щебетание Людей. Но самым дорогим для них языком был тот, что он придумали сами, и который кроме самих Энтов никто так и не смог постичь. Речь лилась неторопливо из их древесных ртов и была похожа на бесконечный шум волн накатывающихся на неизвестные берега. Время для Энтов текло очень медленно и большую его часть они размышляли, и затем выражали свои думы словами, так же невозмутимо и спокойно, как следуют один за другим сезоны в году. Иногда все Энты собирались вместе и устраивали Собрания, но большую часть жизни они проводили в одиночестве, каждый Энт жил в своем Доме среди огромного леса. Часто таким Домом становилась каменная пещера, изобилующая родниковой водой и окруженная прекрасными деревьями. В таких местах Энты завтракали и обедали, причем твердую пищу Энты не ели, а питались лишь жидкостью, которую хранили в огромных каменных кувшинах. Напиток Энтов светился зеленым или золотым цветом. В своих же Домах Энты отдыхали, находя приятным стоять в кристальной прохладе, исходящей от водопада, целую ночь. Так вот проживали Энты свои, почти бесконечные, жизни, и многие расы процветали и приходили в упадок, ничуть не тревожа этим величия Энтов. 
Несмотря на то, что жизнь Энтов почти бесконечно долгая, они стали вымирающей расой. Их число и так никогда не было велико, многие погибли от мечей и огня, а замена стареющим Энтам не подрастала. К тому же обширные леса Эриадора, где раньше странствовали многие Энты, были сожжены дотла или вырублены, так что Энты теперь оставались только в Старом Лесу, граничащим с Графством, и в лесу Древоборода. После Войны за Кольцо Энты снова зажили мирно в своем лесу, но их число продолжало сокращаться и считается, что Четвертая Эпоха стала для Энтов последней. 

     ОРКИ

     Говорится, что в самых черных глубинах Утумно, в Первую Эпоху Звезд, Мелкор совершил величайшее преступление. Он изловил многих из новорожденной расы Эльфов и запер их в своих подземельях, где путем страшных пыток извратил их души. Таким образом он вывел новую расу- 
отвратительных Орков, которых он сделал своими рабами, и которые были полной противоположностью Эльфов. Единственной радостью для Орков были страдания других. Кровь, текшая в Орочьих жилах была холодна и черна. Пытками и ненавистью изуродовал Мелкор и их внешность: бывшие статные и красивые Эльфы сделались кривоногими и приземистыми, руки их стали длинными и сильными, как у Южных обезьян. Кожа Орков была черной, как обуглившееся дерево. Лица у них были широкие и плоские, а из огромных ртов торчали желтые клыки. Глаза их были похожи на узкие щели в железной решетке, за которой горит огонь. Орки были свирепыми воинами, потому что своего повелителя они боялись много больше, чем самого лютого врага; возможно смерть была предпочтительней ужасной Орочьей жизни. Орки были бесчеловечными животными, и часто их клыки и когти были запачканы кровью себе подобных. Орки были рабами Властелина Тьмы; и потому страшно боялись света, но глаза их хорошо видели в темноте. Жили и размножались Орки в грязных подземных тоннелях. Кстати, надо сказать, что плодились Орки чрезвычайно быстро. 
Но Саурон был не слишком доволен своими рабами. Нам об этом мало что известно, но ходили сухи, что Саурон решил вывести новую породу Орков. Это были не обычные Орки: называли они себя Урук-хай, роста были человеческого, не такие кривые и горбатые, как обычные Орки. Но больше общего у них, конечно, было с Орками, чем с Людьми; те же рысьи глаза, та же черная кожа, те же желтые клыки и когти. Но Урук-хай совсем не боялись света. Таким образом, у них было множество преимуществ, по сравнению с их собратьями. К тому же они были сильнее и храбрее в бою. Вооружены они чаще всего были длинными прямыми мечами и тисовыми луками, но не гнушались и другим орочьим оружием. Урук-хай составляли элитные подразделения армии Саурона, часто они были командирами меньших Орков. Несколько последующих веков Урук-хай и другие Орки продолжали наращивать свою мощь, готовясь захватить все Эльфийские и Людские королевства на западе. Они приобрели себе множество союзников; к ним присоединились Дунладанцы, Умбарские пираты, Истерлинги, Харадримы и другие народы Средиземья. В 1980 году демон Мелкора, Балрог захватил твердыню Гномов- Морию. С тех пор там тоже поселились Орки.
Но после падения власти Саурона, многие орки разбежались кто куда. Но часть из них, видимо, еще осталась... 

     ГОБЛИНЫ

     О гоблинах мало что можно сказать определённого. Даже сам Толкиен называет их то гоблины (в основном в "Путешествии туда и обратно"), то орки, однако поясняя при этом (всего один раз), что гоблинами именуют крупных северных орков. Из этого ясно, что орки и гоблины суть один и тот же биологический вид, который, с научной точки зрения было бы правильно именовать "разумным зеленокожим гуманоидом". 
И действительно, нет никаких сомнений в том, что гоблины являются прямоходящими (ну иногда чуток ссутулившись) гуманоидами с четырьмя (две руки + две ноги) пятипалыми конечностями. И по всем этим пунктам можно видеть некоторое сходство с эльфами. Более того, из характерных черт эльфов неизменно упоминаются заострённые кверху уши, и нет причин сомневаться в этом факте. Как показывают сравнительные анализы лабораторного вида Homo Sapiens в течение жизни подопытного существа удлиняются не только уши, но и вообще черты лица имеют тенденцию к сравнительному удлинению. 
Уши гоблинов часто описывают как, хотя и не совсем эльфийской формы, но так же заострённые кверху. Тот факт, что жизнь гоблина неизмеримо короче эльфийской, ещё не может опровергнуть такую связь. Вполне возможно, что, уже после сформирования заострённости ушей, некоторые из их общих предков оказались в природно-климатических или иных неблагоприятных условиях, требующих полной отдачи сил за небольшой промежуток времени. И, развивая эту мысль далее, необходимо придти к выводу о том, что зелёная кожа была приобретена уже после такого разделения. 
О характерном цвете кожи существует гипотеза, по которой её цвет обусловлен наличием хлорофилла. И из-за него гоблин, попавший под лучи солнца, проявлял все признаки опьянения, поскольку и подвергался ему под действием усиленного (по сравнению с обычной нормой) поступления в кровь кислорода. Легендарный белый маг Саруман якобы проводил работы по избавлению гоблинов от этой напасти, которые увенчались успехом, но его благотворительная деятельность была прервана как внезапно случившейся войной, так и происками некоторых, с позволения сказать, коллег, а именно Гэндальфа и C°. 
Наконец, последнее о чем наука может сказать с уверенностью - это на что же был похож язык гоблинов. Ибо если говоря об эльфах возможно лишь предполагать, что язык их напоминал французский или даже итальянский (по крайней мере Бильбо с удовольствием слушал их мелодичное пение), упоминая о языке гномов логично предполагать его определённое сходство с английским, а ещё более того с шотландским (ну а Абердин уж точно был бы их столицей), то язык гоблинов - и в этом не может быть никаких сомнений - близкий родственник немецкого языка, языка одинаково годного и для войны, и для замысловатых ругательств, и для записи глубоких мыслей повелителя

     ТРОЛЛИ

     Злобные существа, выведенные Морготом в первую эпоху Средиземья. Возможно - в подражание энтам и в насмешку над ними. Тролли отличались огромным ростом и силой, а еще они были уродливы и соображали чрезвычайно туго. Шкура у них была толстой и грубой, кровь имела черный цвет; любой тролль, кроме ологхай, на солнечном свету превращался в камень. Они употребляли в пищу сырое мясо,
убивали ради забавы и собирали в своих логовах награбленное добро. Как следует из Алой Книги, именно в пещере троллей были найдены клинки Оркрист и Гламдринг. В Средиземье встречались тролли 4ех разновидностей: каменные тролли Эриадора (те самые, с которыми, как рассказано в Алой Книге, столкнулся хоббит Бильбо Торбинс); пещерные тролли Мории, на лапах у которых не было пальцев; скальные тролли Горгорота, тела которых покрывала чешуя, и ологхай.
С истреблением Единого Кольца тролли укрылись в глухих местах и, по-видимому, со временем вымерли. На синдарине троллей называют торогами.
    
ОЛОГХАЙ
   В переводе с Черного Наречия "племя троллей". Тролли, обитавшие в южном Лихолесья, на севере Мордора. Их вывел Саурон ближе к концу 3ей эпохи. В отличие от других троллей ологхай были сообразительны и, пока ими мысленно повелевал Саурон, не боялись солнечного света.
Тролли народных поверий — это злобные и глупые эльфы, живущие в горных пещерах и в ветхих хижинах. Самые знатные у них — с двумя или тремя головами.
Многие легенды и рассказы описывают троллей. Это большие безобразные гиганты, которые не прочь съесть любого, на кого они натолкнутся. В некоторых рассказах они живут под мостами, поджидая незадачливого путника, чтобы поймать и съесть его.
В германо-скандинавской мифологии — великаны. Обитают внутри гор или поблизости, где они хранят свои сокровища. Они уродливые, обладают огромной силой, но глупы. Как правило, вредят людям, похищают их скот, оказываются людоедами. На солнечном свете они умирают, превратившись в камень.

     БАЛРОГИ

     В переводе с синдарина слово "Балрог" означает "демон ужаса". Так эльдары прозвали тех майаров, что восстали заодно с Мелькором. Как сказано в "Валаквенте", "И был он не один, ибо многих майаров привлек его блеск во дни его величия, и они остались верны ему во тьме; а других он сманил к себе на службу ложью и предательскими дарами". Балроги - огненные духи, обличенные тьмой; в Алой Книге говорится: "... путники увидели исполинскую тень, окутанную космато клубящейся тучей; в ней угадывалась свирепая мощь, внушающая ужас всему живому". Излюбленное оружие балрогов - огненные бичи, и лишь могущественнейшие среди эльдаров могли им противостоять, а обычное оружие было против них бессильно. Главарем Балрогов был Готмог, в Битве-под-Звездами смертельно ранивший Феанора, а впоследствии, в Битве Бессчетных Слез, сразивший Фингона.
В эльфийских легендах утверждается, что своими огненными бичами балроги разорвали паутину, которой Унголианта сплела Мелькора. О балрогах часто упоминается в летописях Белерианда: они сражались на стороне Мелькора во всех важнейших битвах той поры. Именно под натиском балрогов пал Гондолин (в том сражении погиб Готмог, побежденный Эктелионом, который сам погиб в этой битве). В Войне Гнева балроги были уничтожены Валарами - все, кроме одного, укрывшегося в недрах Мглистых гор. На этого балрога - Балрога, как его стали называть позднее, ибо он остался один, - в 1980 году Третьей эпохи наткнулись гномы, искавшие мифрил. Он убил двух королей Мории - Дарина Четвертого и Наина Первого, и тогда гномы в страхе покинули Морию, а Саурон, узнав о том, отправил в Кхазад-Дум орков и троллей. Балрог стал владыкой Мории и правил ею до 3019 года Третьей эпохи - до того дня, когда его сразил Гэндальф Серый.
На квэнийском балрогов называли Валараукарами - Огненными Бичами. Балрог из Кхазад-Дума известен как Великое Лихо Дарина.

     ВАЛАРЫ

     В переводе с квенийского "высшие силы". Валар в хрониках Арды называют тех айнуров, которые в незапамятные времена покинули Чертоги Илуватара и спустились в Эа. В Арде валар облеклись в плоть и разделились, согласно своей сути, на мужчин и женщин(разумеется, применительно к валар такие понятия, как "плоть", "мужчина", "женщина", весьма условны). Всего валар насчитывается четырнадцать; пятнадцатый, Мелькор, был изгнан из числа валар. Все валар равны перед Илуватаром, однако у них есть владыки - Аратары, которых восемь: это Манвэ и Варда, Ульмо, Йаванна, Ауле, Мандом, Ниэнна и Оромэ. Спустившись в Эа, валар, если можно так выразиться, разделили между собой обязанности. Манвэ - повелитель Арды и властелин воздуха; Ульмо- владыка вод; Мандос правит Палатами Мертвых и помнит все, что происходит в мире; Ирмо - господин сновидений; Тулкас - воин; Оромэ - охотник. Валы же, подруги валаров-мужчин таковы: Варда - владычица звезд; Йаванна - хранительница всего живого; Вайрэ ткет полотно судеб; Эстэ - целительница; Ниэнна - наставница в терпении и надежде; Несса - плясунья; Вана дарит юность и веселье. Первоначально валар, спустившись в Эа, обитали в Средиземье - именно там они
воздвигли свои Светильники. А после того, как светильники пали, валары переселились в Аман и уже в Амане воздвигли горную цепь Пелоров, основали Валинор и вырастили два Древа. Позднее они же создали солнце и луну.
На протяжении тысячелетий валар опекали Детей Илуватара - сначала только эльфов, Перворожденных, а потом и людей. Поскольку Дети были созданы в Третьей теме Музыки Айнуров, а эта тема была темой самого Илуватара и айнур не имели к ней отношения, валар не могли постичь устремлений тех, кого опекали. И потому с годами они всё меньше вмешивались в людские и эльфийские дела, разве что
приходили на помощь(или, наоборот, устранялись) в те моменты, когда решалась судьба столь ими любимой Арды. Так они помогали аданам и эльдарам одолеть Мелькора в Войне Гнева; они - опекуны Арда - позволили Илуватару уничтожить Нуменор; а около 1000 года Третьей эпохи послали в Средиземье пятерых истари, с помощью которых Свободные Народы победили Саурона. С тех пор они более ничем
себя не проявляли. Валар пришли в мир, чтобы воплотить видение Илуватара. Они действовали в меру собственного разумения - так, как каждый из них понял и воспринял Музыку Айнуров. Вряд ли стоит обвинять из в том, что они бросили мир на произвол судьбы, в конце Второй эпохи удалив Аман за круги мироздания. Это был поистине
мудрейший шаг; ведь иначе Дети Илуватара никогда не обрели бы подлинной свободы. Валар совершили самое главное - претворили Видение в явь, остальное же, по большому счету, было не их делом.
И последнее: некоторые люди упорно называют валаров богами. Но они - вовсе не боги, а "всего лишь" демиурги, мастеровые, выполняющие чужую волю; и поклоняться им как богам - значит расписываться в своем невежестве, оскорбительном для Илуватара Единого."

     ДРАКОНЫ

     Порождения Тьмы, огромные и злобные существа, предположительно выведенные Мелькором в Ангбанде. Драконы отличаются долголетием - они живут намного дольше людей и гномов - и алчностью, из-за которой не раз страдали прежде всего гномы: драконов привлекала молва о гномьих сокровищах, они нападали на поселения гномов и разоряли их, а сами потом залегали на награбленных драгоценностях. Легенды утверждают, что драконы делились на два племени: крылатые драконы, ледяные драконы и урулоки, или огненные(огнедышащие) драконы. Первыми появились именно урулоки: они выдыхали пламя, но летать еще не могли. Крылатые драконы(они также были огнедышащими) впервые вырвались из Ангбанда в Великой Битве за Белерианд; с той поры о них ничего не было слышно до Третьей эпохи: в 2750 году они напали на гномов в горах Эред-Митрим(Серых горах). Что касается ледяных драконов, те водились лишь в Эред-Митрим; по преданию, ледяной дракон Ската по прозвищу Змей в 2589 году сразил короля Даина Первого и изгнал народ Дарина из подземных чертогов.
Взрослые драконы были неуязвимы для стрел, мечей и копий, ибо их тела покрывала необычайно прочная чешуя(Бард лучник сразил дракона Смога, послав стрелу в единственное незащищенное место на теле дракона). В бою они выдыхали пламя, разрывали противников клыками и когтями и дробили щиты ударами массивных хвостов. Кроме того, крылатые драконы своими крыльями поднимали столь сильный
ветер, что противники буквально валились с ног. Еще драконы драконы обладали зрением острее орлиного и необыкновенно тонким слухом и чутьём(вспомним историю хоббита Бильбо Торбинса, едва не погибшего
потому, что дракон, в логово которого он забрался, учуял его издалека).
Вдобавок драконы наделены великими познаниями, которые, впрочем, обратили во зло другим; в разговорах они очаровывают своих собеседников, и те, не в силах разрушить чары, становятся безмолвными марионетками. Эти чары драконы напускают как взглядом, так и речами; их логика мнится обезоруживающей, и нужно огромное усилие воли, чтобы найти в ней изъяны(которые позднее кажутся такими
очевидными). И подтверждением тому - горестная судьба Турина Турамбара, обманутого речами дракона. Кровь у драконов черная и ядовитая, вместе с пламенем они выдыхают серные испарения. Их глаза светятся красными, а при гневе становятся алыми. От хохота драконов сотрясаются горы. Созданные колдовством из огня, драконы боятся воды и предпочитают ночную темноту свету дня.
В Первую эпоху Средиземья драконы сражались на стороне Мелькора в битвах за Белерианд. Можно предположить, что падение Гондолина было бы по крайней мере отсрочено, если бы оркам, штурмовавшим крепость, не помогали драконы. Когда
Мелькор потерпел поражение, большинство драконов было убито, уцелели самые сильные и хитрые. В хрониках Третьей эпохи упоминаются лишь два дракона - Ската и Смог.
Из драконов Средиземья наиболее известны Глаурунг - первый урулоки, Анкалагон Черный - вожак крылатых драконов, Ската-Змей и Смог Золотой, уничтоживший королевство гномов под одинокой горой."

     ИСТАРИ

     В переводе с кенийского "мудрые". Майары, около 1000 года Третьей эпохи посланные в Средиземье валарами, дабы помочь Свободным Народам противостоять Саурону. По легенде истари было пятеро(или семеро), из которых по имени известно лишь трое - Саруман Белый, Гэндальф Серый и Радагаст Карий.(Впрочем, некоторые легенды сообщают имена еще двух истари - синих магов: Алатар и Палландо; это их подлинные имена, в Средиземье новых имен они не получили.) Все
истари приняли облик седобородых старцев, что, впрочем, не помешало им вести весьма активный образ жизни. Все они были наделены огромной мудростью; магическую силу придавали им посохи. Кстати сказать, эти посохи, равно как и высокие остроконечные шляпы, обозначали принадлежность к магическому ордену. У каждого из истари были плащи определенного цвета; отсюда прозвища "Белый",
"Серый" и т.д. Хотя они прибыли в Средиземье, чтобы помочь Свободным Народам, им возбранялось повелевать живыми существами; вдобавок они не должны были состязаться в могуществе с Сауроном. Вот почему Саруман, поначалу самый старший из истари, был впоследствии изгнана из ордена и ему не позволили возвратиться в Валинор. Что касается истари, то Гэндальф с окончанием Войны Кольца вернулся в Валинор, Радагаст, по всей видимости, остался в Средиземье, а двое других вскоре после прибытия в Средиземье сгинули где-то на востоке.
На вестроне - Всеобщем Языке - истари называли магами. На синдарине истари звались итрин, что также означало "мудрые".

     НАЗГУЛЫ

     В переводе Черного Языка "призраки колец". Девять главных прислужников Саурона, первоначально - люди, причем трое - из черных нуменорцев. Во Вторую эпоху они получили от Саурона Девять Колец и, стремясь к власти, соблазнились его посулами. Приблизительно в 2250 году Второй эпохи они впервые появились в обличие назгулов. После поражения Саурона в конце Второй эпохи назгулы на время скрылись и возвратились в Средиземье лишь около 1300 года Третьей эпохи, когда
их предводитель стал королем Ангмара. Восемь других назгулов оставались на востоке до 1640 года, когда они тайно проникли в Мордор и стали ожидать прихода Саурона. В 2000 году назгулы, к которым присоединился их предводитель, осадили Минас-Итил и два года спустя захватили крепость и палантин. С тех пор они обитали в этой крепости, получившей название Минас-Моргул. В 2951 году трое назгулов отправились в Дол-Гулдул и оставались там до начала Войны Кольца.
В 3018 году Саурон отправил назгулов в Хоббитанию за Единым Кольцом. Несмотря на все старания назгулов, из миссия провалилась; вдобавок у брода на реке Бруинен назгулы потеряли своих коней - тех самых, из-за которых их называли Черными Всадниками. Полгода спустя, они появились вновь, уже верхом на чудовищных крылатых тварях. Назгулы участвовали в осаде Гондора, сражались в битве на Пеленнорской равнине - и потеряли там своего главаря. Остальные восемь назгулов погибли, когда Кольцо Всевластия сгинуло в пламени Ородруина. Назгулы были рабами Саурона, их жизни и могущество целиком и полностью зависели от могущества Единого Кольца, в котором находилась значительная часть колдовской силы Саурона. Обыкновенное оружие против них бессильно: клинки, острия копий, наконечники стрел таяли, едва соприкоснувшись с их телами. Причем тела назгулов оставались невидимыми, видны были только черные балахоны, в которые они кутались. По некоторым источникам, назгулы были слепыми, но обладали необычайно острым чутьем. Их могущество возрастало с наступлением темноты.
Как следует из Алой Книги, назгулы боялись огня и упоминания имени Элберет(Варды). Что касается предводителя назгулов, он изначально был королем людей, весьма искушенным в колдовстве, и потому получил от Саурона главное из Девяти Колец. В Третью эпоху он под личиной короля Ангмара сражался с северными дунаданами, но после битвы при Форносте(1975) бежал в Мордор. В 2050 году он повторно вызвал на поединок Эарнура, короля Гондора, и предательски его убил. В годы Войны Кольца предводитель назгулов возглавлял поиски хоббита Фродо Торбинса; в схватке на горе Ветродуй он нанес хоббиту рану, от которой тот в Средиземье так и не оправился. В битве на Пеленнорской равнине предводитель назгулов сокрушил ворота Минас-Тирит; немногим позже он был сражен усилиями Мериадока Брендибэка и ристанийской княжны Эовин. Так исполнилось пророчество эльфа Глорфиндейла, изреченное им в битве при Форносте: "Ты падешь не от руки смертного мужа". В отличие от других назгулов их предводитель носил корону.





    



















Hosted by uCoz