chayabooks             primet

 

ВАЛЕРИАНА           В прежние времена считалось, что валериана способствует любви, и ее, следственно, включали в состав любовных напитков и афродезиаков. Ее запах, похожий, если верить Топселлу, на кошачий, в наше время обычно не очень любят, но в средневековье он считался приятным и из этого растения делали духи и ароматизирующие средства для белья. Не исключено, что смутная память о былом использовании валерианы в любовных чародействах и парфюмерии сохранилась в суеверии, доныне иногда наблюдаемом в Уэльсе и западной Англии: если девушка будет носить при себе веточку валерианы, у нее не будет недостатка в поклонниках.
Ее называют "кошачьей валерианой", потому что коты обожают эту траву и часто валяются в ней. Топселл говорит, что они выкапывают корень, который "очень похож на кошачий глаз", - он сам не раз наблюдал это в своем саду. Любят ее и крысы - до такой степени, что некоторые крысоловы использовали ее в качестве приманки в капканах. Есть даже предположение, что гамелинский дудочник обязан своим успехом не столько музыке, сколько валериане.
Старинное название растения, которое оно разделяет с омелой, - "всецелитель", потому что оно полезно при столь многих болезнях. Его включали и до сих пор включают в состав препаратов против нервных расстройств, бессонницы, спазматического кашля и многого другого.
Говорят, что некий восточный сорт валерианы, V. Jatamansi, растущий в Гималаях, и есть тот таинственный нард, упоминаемый в Библии, из которого было сделано драгоценное миро, принесенное Господу нашему Марией Магдалиной.

 

ВЕРБЕНА          Убеждение в том, что вербена - священная и магическая трава, - очень древняя вера. В древнескандинавской мифологии она была священной травой Тора, в древней Персии - солнца. Друиды почитали ее почти так же, как омелу, и, собрав под Звездой Пса с соответствующим обрядом, использовали в магических и лечебных целях. Согласно христианской легенде, ее впервые нашли на Голгофе у подножия Креста и использовали, чтобы остановить кровь из ран Спасителя. По этой причине ее иногда называли "святой травой" и наделяли силой отвращать всяческое зло, останавливать кровотечение и заживлять глубокие раны.
Собирать ее, однако, надо было с большой тщательностью, только в определенные фазы луны, повторяя тайные слова и заклинания. Если этого не сделать, все ее достоинства пропадали. Один из способов сбора описан в рукописи елизаветинской эпохи, хранимой в библиотеке Четема в Манчестере. Собиратель отправлялся туда, где растет вербена, и говорил:
Хвала тебе, вербена, Священная трава. На горе Голгофе Нашли тебя сперва. Излечишь ты недуги, Спечешь ты в ранах кровь. Во имя Иисуса Тебя нашел я вновь. Собрать траву, о Боже, Теперь меня сподобь.
И уже срывая траву, произносил:
Во имя Бога, на горе Масличной Тебя я отыскал. Во имя Иисуса Тебя теперь сорвал.
Вербена, как и зверобой и укроп, мешает ведьмам и колдунам творить свою волю и охраняет своего хозяина от сглаза и множества прочих несчастий. Но, с другой стороны, ее временами называли "колдуньиной травой", и ее не только можно было использовать против ведьм, но и наоборот, ведьмы могли с ее помощью налагать свои чары. В Венгрии ее особенно любили взломщики, потому что, как и гроздовник в Англии, она обладала властью над замками и запорами. Если сделать небольшой надрез на ладони и засунуть в него листик вербены, то эта рука потом сможет простым прикосновением отпирать любые двери и сундуки. Ее использовали в любовной ворожбе и для приготовления афродезиаков. В Германии венок из вербены часто дарили в день свадьбы невесте на счастье и для того, чтобы обеспечить ей обильное потомство.
Корешок вербены, подвязанный на шею перед сном, отгонял дурные сны, а отвар из листьев успокаивал натянутые нервы и предотвращал бессонницу. В "Приложении к лондонской фармакопее" (1837 г.) говорится, что ожерелье из корней вербены, нанизанных на ленту белого атласа длиной в один ярд, помогает от золотухи.
Марцелл Бордоский в "De Medicamentis" упоминает магическое средство от опухолей. Корень вербены разрезался пополам, одну половинку вешали больному на шею, другую коптили на огне. По мере того как она на жару высыхала, так же должна была ссохнуться и исчезнуть опухоль. Ехидное примечание к этому рецепту гласит, что если кто-то захочет вернуть опухоль на место, достаточно бросить копченую половинку в воду. По мере того как она намокнет и распухнет, вернется и опухоль.

 

ВЕСЕННЯЯ ТРАВА          Весенней травой называют, или называли, таинственное магическое растение, которое ассоциировали с огнем и молнией. В древних Греции и Риме, среди евреев и арабов, по всей средневековой Европе ее наделяли бесчисленными чудодейственными свойствами. Она одаривала человека способностью разгадывать секреты и находить спрятанные сокровища, отпирать замки, становиться невидимым. Принимаемая в пищу, она делала человеческие существа плодовитыми, а во Франции говорили, что если ею натереть тело, то она придаст сверхчеловеческую силу. Если ее закопать на вершине горы, она будет притягивать к себе молнии и разделять бурю. Она способна пронзить сердцевину самого твердого дуба, и легенда утверждает, что дятлы (сами по себе тоже птицы грозовые) используют ее именно в этих целях.
К сожалению, никто точно не знает, что она такое, хотя Гримм отождествляет ее с Euphorbia latheris - видом молочая. Узнать ее можно по тому, что она всегда покрыта росой, как летом, так и зимой. Еще один способ распознать ее - понаблюдать за дятлом. Если эта птица принимается тереть клюв о некоторое растение, то это растение и есть весенняя трава. Удостоверившись в этом, можно ее собирать, но только голыми руками или с помощью деревянных, а никак не железных инструментов.
Другой традиционный способ обрести траву - законопатить дупло дятла (в Германии - удода) и развести небольшой костер или расстелить красную материю внизу под деревом. Птица, найдя свое жилище запертым, тут же полетит и достанет весенней травы и подержит ее перед затычкой, отчего та немедленно отвалится. Затем, увидев внизу огонь или приняв за таковой красную ткань, птица бросит огневое растение в его родную стихию, и тут уж собиратель должен быть начеку и ловить его. Иногда вместо огня или его имитации под дерево ставили чан с водой; здесь усматривается связь с грозовыми тучами, испускающими молнию.


Hosted by uCoz